Софія Опацька: Поговоріть з народом ("Новое время")

 
Софія Опацька, декан LvBS
 
 
 
Портрет госслужащего нового образца – «служитель обществу». Как воспитать эшелон новых управленцев и что для этого необходимо изменить в образе мышления госслужащих.
 

Вскоре после выборов президента Украины на Facebook возникла дискуссия с призывом к главе страны: «Говорите с нами». Украина сегодня оказалась в непростой ситуации, которая требует принятия сложных решений. Подобный призыв – свидетельство того, что госуправленцам пора научиться не только что-либо решать, но и объяснять людям, что происходит. Чем правильнее это делать, тем легче общество воспринимает эти решения. Причем коммуникационные навыки важны для чиновников всех уровней, особенно после того, как произойдет административная реформа и передача полномочий «на места».

В Украине немало госслужащих, разбирающихся в законодательных нормах и понимающих систему. Во многом это обусловлено традиционной системой образования, в которой делался акцент на конкретных профильных знаниях и навыках или так называемых hard skills. Но сегодня этого недостаточно. Необходимы soft skills – навыки лидера, которые подразумевают способность брать на себя ответственность, готовность искать новые пути, принимать сложные решения и внедрять их.

Недаром события на Майдане называют «Революцией достоинства» – ведь они так или иначе связаны с ценностным выбором украинцев, принятием или отторжением тех принципов, которые существовали в обществе ранее. Реформы в стране действительно произойдут, если госслужащие будут служителями обществу, работающими для граждан своей страны. Общество делает запрос на госслужащих, которым критически важны вопросы этики и ценностей.

Госслужащие – особенно высшего эшелона – должны научиться разъяснять людям сложные решения и реформы. 


В Украине экосистема воспитания управленцев нового поколения только начинает развиваться. Ранее существовали отдельные тренинги по этому направлению, теперь появились комплексные программы, развивающие soft skills. В эффективных программах для госслужащих на Западе, таких как Harvard Kennedy School, Fels Institute of Government, - как раз очень развита лидерская составляющая. И это работает.

Из опыта западных коллег видно: во-первых, важен отбор участников. Школы по обучению чиновников (policy schools) стараются воссоздать в аудитории экосистему общества. В программах повышения квалификации в группах должны присутствовать представители разных сфер: муниципалитета, полиции, пожарной службы, библиотеки и т.п. Школа изначально понимает, каким должен быть класс, и если представителей какой-либо сферы недостает, отбирает их по собственной системе мониторинга и соответствующей базе данных и приглашает на обучение. 

Во-вторых, в учебном процессе в западных школах только треть времени отводится на теорию. Еще треть – на case study (анализ различных ситуаций и принятие решений), оставшаяся треть – на симуляции определенных ситуаций, где от участников требуются хорошие навыки анализа.

В зависимости от опыта работы в программах превалирует более аналитическая или более практическая составляющая. Если говорить о магистрах без опыта – их задача уметь очень хорошо провести анализ и предложить сценарии решения. Если программы ориентированы на управленцев – их задача на основе предложенного анализа смоделировать сценарии развития, принять решение и правильно его донести всем стейкхолдерам, в том числе тем, кто против такого решения.

При этом для всех без исключения участников таких программ ключевым моментом является мотивация к учебе. К сожалению, это то, чего не хватало учащимся в традиционной украинской системе образования. Отечественных чиновников пока отличает то, что многие получают образование ради «корочки», которая нужна для продвижения по карьерной лестнице.

В Украине много представителей бизнеса и социальной сферы, готовых идти на госслужбу, инициировать изменения, брать на себя ответственность за то, что происходит, и работать открыто. Но для результативной работы госслужащих нового образца понадобится команда единомышленников. И это еще один весомый аргумент в пользу развития нового образования, поскольку с каждой волной выпускников будет накапливаться критическая масса управленцев-единомышленников, которые руководствуются общими морально-этическими принципами, смотрят в одном направлении и станут надежной поддержкой друг другу в будущем. 

Джерело: Новое время