Директор Института исторических исследований Львовского государственного университета имени Ивана Франко Ярослав Грицак – один из самых известных львовских интеллектуалов. По заказу группы львовских предпринимателей он совместно с Евгением Глибовицким, совладельцем коммуникационного агентства Pro.mova, провели ряд исследований, которые стали основой для разработки стратегии развития города. Феномен этой работы в том, что частная инициатива спровоцировала широкую дискуссию в обществе. А впоследствии – и создание самой стратегии.
Почему ценности львовян оказались одним из ключевых факторов в формировании экономической стратегии города?
Мы живем соответственно тому, во что мы верим. Наши культура и ментальность имеют долгосрочное воздействие, именно в них «зашиты» наши ценности. Ценности – это мотивация к поступкам. Самый простой способ выяснить, какими ценностями движим человек, это спросить его, ради чего он готов пожертвовать своим здоровьем, деньгами или жизнью. То, о чем вы подумаете, это и есть то, что вами движет. То, чего мы хотим, не достигается так быстро, потому что ценности накладывают ограничения.
Изменения ценностей происходят прежде всего в крупных городах. И если мы хотим понять, какие перемены могут произойти в стране, надо изучить ценности городского населения и то, как они могут меняться.
За последние несколько лет вы проводили исследования ценностей жителей Львова и Днепропетровска. Насколько горожане в этих двух городах готовы к тому, что бы сознательно менять свою среду обитания?
Мы исследовали не столько вопрос, насколько они готовы к переменам, сколько вопрос, какие у них есть ограничения. И тут нас ожидала масса открытий. Например, есть расхожее убеждение в том, что Западная Украина, особенно львовяне, готовы к переменам для того, чтобы жить как в Европе. Наше исследование показало, что они хотят вовсе не этого – примерно треть львовян традиционалисты, причем в разных возрастных категориях. В массе своей жители Львова относятся к переменам враждебно, и так же враждебно к чужому успеху, особенно экономическому. Зато для них многое значит комфорт. Днепропетровск более открытый город, но там имеет значение особая городская иерархия – принадлежность к определенным социальным слоям.
Каким образом такая информация может быть полезна местным бизнесменам?
Когда вы выходите в море, вам нужно понимать, какие подводные рифы вас ожидают. Ценности – это рифы. Ценности показывают ограничения, а с другой стороны, зная эти ограничения, можно выбрать правильную стратегию.
Какие ценности являются общими для этих двух городов?
То, что объединяет Украину в целом – не только Львов и Днепропетровск, – это как раз ценности, которые тормозят наше развитие. Нас объединяет не то, чего мы хотим, а то, чего мы боимся. Поэтому главная ценность украинцев – безопасность, причем неважно, какой ценой. Это, конечно, можно объяснить нашей сложной историей. И даже можно найти позитивный аспект в этой ценности, так как она помогает нам, например, не пойти по кавказскому сценарию, не создавать острых конфликтов.
Но надо признать, что это ценность закрытого общества. А общества, которые ориентированы на безопасность и выживание, не могут рвануть. Никакие смелые и эффективные реформы не будут восприниматься обществом, если не изменились ценности. При планировании реформ очень важно учитывать этот фактор и инициировать, прежде всего, смену ценностей. Исследование ценностей дает понимание того, каким способом можно это сделать. Например, согласно исследования JFK, 90% львовян признались, что не готовы полностью оплачивать коммунальные счета – такой вот пассивный социализм. И конкретно с этим нужно работать.
Каким образом понимание ценностей львовян повлияло на выработку стратегии развития города?
До того, как мы начали исследование, туристическая привлекательность Львова и развитие в этом направлении были очевидны. Но в процессе работы экспертов выяснилось, что львовяне высоко ценят комфорт и они бы не хотели, чтобы Львов был исключительно туристическим городом, поскольку это сделает его дорогим и шумным. Да и туризм, как ключевая экономическая сфера, недостаточна, чтобы сделать рывок вперед. У нас появилось понимание, что авангардным рынком должна быть сфера, создающая добавленную стоимость: интеллектуальные сервисы, интернет-услуги, софтверные компании. «Львовская политехника» обеспечивает ресурсы для этого. И с этой концепцией соглашаются все социальные группы. Таким образом, мы пришли к выводу, что есть две составляющие стратегии – развитие IT и туризма.
В некоторых городах стратегии создаются на основании экономических показателей сотрудниками администрации. Всегда ли нужно привлекать большой пул экспертов?
Украина – очень сложная и неоднородная «конструкция». Мы убедились в том, что наши представления о потенциале города не всегда отвечали реальности. Нам нужно было несколько месяцев дискуссии, в которой участвовали социально активные львовяне – от социологов и богословов до бизнесменов. Мы провели много полевых исследований, для того чтобы понимать, что можно сделать. Недостаточно собрать группу людей, которые могут провести экспертную оценку, важно еще найти тех, у кого есть воля воплотить задуманное. И вот тут уже очень важно достучаться до власти.
Каким образом удалось это вашей группе?
Наша тактика была следующей: мы говорили о стратегии Львова при любой возможности. Нам удалось сделать так, чтобы каждый чиновник, начиная от секретаря до мэра, узнал о стратегии и сегодня говорил о ней, как о чем-то само собой разумеющемся.
Готовы ли, на ваш взгляд, сейчас украинцы к тому, чтобы сознательно изменить ценности, которые позволят нам быть более успешными в мире?
Есть два способа изменений ценностей – революционный и эволюционный. Революционный путь – это приход к власти немногочисленной, но высокомотивированной группы, имеющей достаточно воли, чтобы изменить траекторию развития страны, как это было в Польше во времена Солидарности, в Германии во времена Аденауэра, в Грузи при Саакашвили. Это болевой, но очень результативный процесс. Однако если этот путь не удался (а Украине он не удался в 2004 году), то остается путь эволюционный.
Это болевой, долгий, но уверенный процесс, в котором основную роль играет смена поколений. Исследования показывают: на протяжении последних 100 лет каждое следующие поколение меняло ценности на все более открытые. У нас в целом сформировалось новое поколение, которое имеет иной набор ценностей, поколение, которое открыто, и они больше похожи на своих сверстников на Западе, нежели на своих родителей. Сейчас им 18-25 лет, а когда будет 40-50 лет – это будет другая страна.
При условии того, что они не выедут и не будут вовлечены в коррупционный образ мышления.
Что делать предпринимателям, которые не собираются выезжать из Украины, и более того, хотят жить и развивать родные города?
Молодежь, средний класс и средний бизнес, который сформировался за последние 10-15 лет, – вот три кита, на которых может быть построена новая реальность. У среднего бизнеса ключевая роль, потому что он обладает теми ресурсами, которых нет ни у первых, ни у вторых. Из многих ситуаций я делаю вывод, что средний бизнес уже начал понимать, что он серьезный игрок. Хотя пока он готов поддерживать изменения, но не готов их инициировать. И вот что можно было бы посоветовать, так это быть готовыми к долгосрочной игре, искать союзников, пробовать формировать экспертные группы.
Мы видим, что есть массовое движение снизу – общественные организации, которые пытаются выработать концепции. Иногда это наивно, но важно. Во-первых потому, что процесс пошел. Бизнес должен прийти в эту сферу, чтобы структурировать данный процесс. Очевидно, чтобы менять страну, нам пора выходить из комфортных ниш в некомфортном государстве, в котором некомфортно не только дворникам, но и олигархам.
Всем ли городам необходима стратегия?
Не каждому городу необходима собственная стратегия развития. Это зависит от их размера, статуса, потенциала. Некоторые города, например Трускавец, будут спокойно развиваться за счет своих экологических и других особенностей.
Важно, чтобы стратегии городов были у так называемых «метрополий» – городов, чье влияние выходит за их пределы. Я определяю эти города по наличию университета и оперы – Львов, Днепропетровск, Харьков, Одесса, Киев, Донецк. Если будут происходить изменения в этих городах, будет меняться Украина. Страна в точке бифуркации, и любая перемена, даже небольшая, может быть решающей. И бизнес – это тот игрок, который может эти перемены спровоцировать.