Міжнародний десант: чи будуть ефективні іноземці на держслужбі (Софія Опацька для Forbes)

1 Гру 2014

Претендент на должность главы Антикоррупционного бюро не должен иметь никаких связей с украинской политикой. Найти такого человека легче за пределами самой Украины, считает Петр Порошенко. Привлекать нерезидентов президент планирует и в другие госструктуры – для этого он предложил  парламенту дать законодательную возможность иностранцам  занимать высшие руководящие должности в украинском госаппарате.

Зарубежный десант: будут ли эффективны иностранцы на госслужбе в Украине

Фото: Shutterstock


За желающими поработать на благо Украины иностранцами дело не станет. В частности, уже через несколько часов чрезвычайный и полномочный посол Словакии в Украине Юрай Сивачек заявил о готовности своей страны направить для работы своих чиновников. 

Каких изменений и новшеств ждут от них?

Работе украинских органов власти не хватает эффективности и результативности. О том, что они сами это понимают, свидетельствует тот факт, что руководство страны пытается привлекать в госструктуры людей из бизнеса. «Заговорить», «забюрократизировать» любой вопрос очень легко. Бизнес думает иначе: он ставит цель и достигает ее – в противном случае тебя съест конкуренция.

Украина может ориентироваться на опыт госменеджмента двух типов. В первом случае примерами являются те страны, где госслужба организована максимально прозрачно, а решения чиновников согласованы с обществом. Например, на скандинавские страны. Другой вариант – обращаться к тем, кто сумел провести реформы, и кто может более-менее правильно понять нас. Это в первую очередь Польша…  И по территории, и по прошлому, и по общим проблемам это наиболее близкая к Украине страна

Украинским госорганам также требуется больше прозрачности во всех аспектах работы. Привнести это качество могут люди с Запада. Набившая оскомину формулировка «западный опыт и стиль мышления», тем не менее, не миф: у иностранных управленцев отсутствует «совковый» менталитет.

У украинских чиновников в ходу двойные стандарты. Отношение к лоббизму своих или чьих-либо интересов, к взяточничеству у нас может меняться в  зависимости  от ситуации. Для иностранцев это вещи априори ненормальные, незаконные, и они даже не станут их рассматривать. Простой пример, не из госуправления. На Западе считают, что списывать – это ненормально. У нас же со времен советского прошлого принято косо смотреть на того, кто  не позволяет это делать.

Дело не в знаниях. В этом вопросе украинский чиновник может оказаться более подготовленным, чем иностранец-новичок. В украинских госорганах все прекрасно знают Конституцию и законы.  Им не хватает других навыков: например, управленческо-лидерских качеств – ответственного принятия решений, коммуникаций со всеми сторонами, даже если решение непопулярно и в нем заинтересованы не все, умение достигать компромисса. К недостающим нашим чиновникам навыкам относится и умение отстаивать свои интересы в переговорах. Все это – вопросы эффективности, понимания того, как ставить цели и как их достигать.

Принципиально отличается и понимание самой роли госаппарата. Очень часто у нас ему отводят бюрократически-контролирующую роль, в то время как на Западе у государства поддерживающая функция.

Сейчас в Украине нет необходимого ресурса, чтобы повысить уровень менеджмента в государстве. Учитывая также чрезмерное количество чиновников, исправление ситуации займет у нас еще очень много лет. Даже когда в Украине появляются прогрессивные команды, готовые двигаться вперед, им не хватает руководства, менторства со стороны тех, кто, возможно, уже проходил что-то подобное в другой стране.

Украина может ориентироваться на опыт госменеджмента двух типов. В первом случае примерами являются те страны, где госслужба организована максимально прозрачно, а решения чиновников согласованы с  обществом. Если говорить о позитивном восприятии государства людьми, отсутствии коррупции, то ориентироваться следует на скандинавские страны. В них общество информируется о важных решениях не постфактум, а вовлечено в процесс их принятия через общественный сектор и другие средства влияния на власть.

Другой вариант – обращаться к тем, кто сумел провести реформы, и кто может более-менее правильно понять нас. Это в первую очередь Польша, пример которой во многом показателен для нас. И по территории, и по прошлому, и по общим проблемам это наиболее близкая к Украине страна. 

У украинских чиновников в ходу двойные стандарты. Отношение к лоббизму своих или чьих-либо интересов, к взяточничеству у нас может меняться в зависимости от ситуации. Для иностранцев это вещи априори ненормальные, незаконные, и они даже не станут их рассматривать

Безусловно, приглашать надо исключительно людей с опытом в госуправлении. У них должно быть понимание, как проводить реформы и внедрять их именно на уровне госаппарата. Масштабы такого сотрудничества будут зависеть от его целей. Наверное, как и в бизнесе, речь идет об исполнении конкретных задач и конкретных ролей. Привлекаться будут люди со специфическим опытом, необходимым для страны именно сейчас.

С привлечением иностранцев на государственные должности есть и ряд сложностей. Они связаны не с тем, что, пребывая не в родной стране, граждане других государств якобы будут ощущать меньше ответственности. Этот недостаток может быть у любого человека, независимо от страны, в которой он работает.

На качество привлеченных людей будет влиять то, насколько они понимают специфику нынешней ситуации Украины, в какой мере знакомы с текущими факторами, а также нашим прошлым. Оно очень сильно влияет на восприятие вещей, в нем очень часто заключены причины отсутствия каких-то наших решений.

Важно понимать, что приглашение иностранцев не снимает с нас самих ответственности за принятие решений. Отдать страну на аутсорс – это неправильно. 

Джерело: forbes.ua